Методика изучения педагогического опыта
Педагогический опыт – один из самых доступных источников новых идей, подходов, технологий.
В профессиональной подготовке будущих учителей, как и в любой педагогической деятельности, чрезвычайно важен образец, олицетворяющий собой совершенство отношения к профессиональному предназначению.
«Творцы и новаторы педагогического процесса являют собой очевидное воплощение ценностей социально-педагогического характера, конкретизированное в их личностях или некоторых профессионально значимых качествах, в линии их поведения или в отдельных ситуативно обусловленных поступках. Будучи реальными носителями педагогических достоинств и профессионально необходимых общечеловеческих свойств с максимальными или близкими к ним значениями, они заключают в себе конкретизированное выражение наставнического идеала и потому оказываются способными ощутимо обогатить потребностно-мотивационную, интеллектуально-мировоззренческую сферы будущих учителе».
Поэтому особое значение в профессиональной подготовке имеет изучение педагогического опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригинальные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации воспитания и образования.
Поскольку эффективно заимствовать педагогический опыт возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, в процесс выработки на основе известного образца собственной позиции, своего варианта.
Как из относительно давнего прошлого (например, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), так и не столь далекого времени (М. Монтессори, Д. Дьюи, Р. Кершенштейнер, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, А.В. Сухомлинский).
В качестве конкретных образцов творческого подхода к решению насущных задач подготовки детей к жизни и труду необходимо обратиться к опыту педагогов-новаторов конца 80-х-начала 90-х г.: экспериментаторов в области семейного воспитания детей Л.А. и Б.П. Никитиных, реформаторов методик начального обучения детей Ш.А. Амоношвили, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Потаповой, усовершенствователей теории и практики коллективного воспитания применительно к новым социально-экономическим условиям А.А. Захаренко, И.П. Иванова, В.А. Караковского, М.П. Щетинина, реорганизаторов подходов к обучению школьников на подлинно гуманной основе И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова.
Своей практикой они утвердили гуманистические идеи сотрудничества и сотворчества со школьниками, внутренней свободы формирующейся личности, целесообразной помощи каждому. Они создали новые педагогические системы, в каждой из которых найдено решение определенных актуальных педагогических проблем.
Ш.А. Амонашвили удалось найти средство, чтобы пробудить «серебряные колокольчики» в душе каждого ребенка, обеспечить его развитие.
М.П. Щетинин вел поиски путей разностороннего развития личности через эмоционально-художественную деятельность.
С.Н. Лысенкова создала систему ранней педагогической пропедевтики посредством опережающего обучения в начальных классах.
По мнению Ф.Ш. Терегулова, обобщенный передовой педагогический опыт – основные идеи и разработанные на этой основе новые средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса – вполне может быть вовлечен в известные этапы инновационного процесса, на которых, сохраняя специфику, можно воспользоваться общими закономерностями инновационного поведения.
При знакомстве будущих учителей с деятельностью педагогов–мастеров, различными педагогическими технологиями, способами организации воспитания, образования, необходимо уметь:
- определить цели, основные задачи, принципы педагогической деятельности педагога мастера;
- сформулировать суть его педагогического метода, приемов, средств, форм организации педагогического процесса, специфику его деятельности;
- выявить, что создает целостность педагогической деятельности данного педагога;
- обобщить, осмыслить опыт;
- соотнести изученное с собственным стилем общения, жизнедеятельности;
- оценить и предположить возможность использования в своем опыте (полное использование, копирование, использование после соответствующей адаптации);
- выработка собственного взгляда.
Для анализа педагогического опыта можно использовать следующую схему (по В.И. Загвязинскому):
- Изучаемый объект (педагог, коллектив, объединение).
- Наименование опыта.
- Цель изучения опыта.
- Краткая аннотация (проблема, способ решения, полезность, новизна, применяемость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).
- Какие задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики делают опыт актуальным.
- Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания воспитательного процесса, деятельность воспитателей, воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников.
- Результаты воспитания, (сдвиги в адаптации, воспитанности).
- Педагогический анализ опыта:
– его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы);
– характеристика отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации. - Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные условия). Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).
- Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях – корректированию опыта.
- Рекомендации по адресной направленности опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничений, наиболее подходящие способы использования).
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Творческая природа труда учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу