Особенности исследования ролей в организации

Профессор Комаров Е. И. в 1998– 2002 гг. провел исследование ролей, исполняемых руководителями, работающими в социальных организациях разных регионов РФ. Методология исследования имела прагматическую ориентацию, или нахождение таких подходов, которые позволили бы оценить количество ролей, качество их исполнения, предпочтения и возможности совершенствования профессиональной деятельности.

Путем предварительного устного опроса удалось выявить 13 характерных ролей, свойственных работе руководителей. Для углубленного анализа был разработан специальный самооценочный лист “Роли руководителя в социальной организации”, с помощью которого проведен опрос руководителей.

Какие роли приходится выполнять руководителю? Какое сочетание ролей отражает специфику занимаемой должности и данной структуры?

В предлагаемой ниже таблице перечисляются типичные роли, исполняемые руководителями разной структурной принадлежности и уровней управления.

При этом необходимо:

  • отметить любым знаком роли, которые Вам приходится исполнять в занимаемой должности;
  • оценить частоту исполнения отмеченной роли во второй колонке. При этом цифра “1” означает эпизодическое исполнение роли; цифра “2” – периодическое; а цифра “3” – постоянное исполнение;
  • определить роли и сделать соответствующую отметку в третьей колонке, которые бы Вы хотели исполнять лучше;
  • выбрать роль/роли, которую/которые Вам нравится исполнять больше всего, и сделать соответствующую отметку в четвертой колонке;
  • указать в пятой колонке с помощью какого-то знака роль или роли, которые лично Вам даются с большим трудом.

Руководителям предлагалось произвести самооценку исполнения ролей по четырем признакам:

  • частота исполнения (цифра “1” – эпизодическое исполнение, “2” – периодическое, “3” – постоянное);
  • роли, которые хотелось бы исполнять лучше;
  • роли, которые нравятся больше всего;
  • роли, которые даются с большим трудом.

При этом следует отметить два важных обстоятельства.

Во-первых, для практической деятельности характерны самые разнообразные ситуации, выход из которых находится благодаря ролям, которые способен исполнять руководитель.

Или, по-другому, – именно конкретные ситуации и подталкивают руководителя и работников подразделения к освоению необходимых ролей.

Во-вторых, количество ролей – один из показателей требуемой компетенции применительно как к отдельной должности, так и подразделению в целом. Когда возникает необходимость в исполнении той или иной роли, практическая деятельность востребует соответствующие знания, навыки или умения. Роль не возникает сама по себе – она появляется в соответствии с определенными потребностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)