Поликультурное образование в РФ

Термин «поликультурное образование» появился в англоязычной литературе в 1970-х гг., а с начала 1990-х гг. получил распространение в работах отечественных педагогов.

В это же время под влиянием сложных социокультурных, этнических и политических процессов, происходящих на всем постсоветском пространстве, в российском обществе возрастает потребность в переосмыслении вопросов межэтнического и межкультурного взаимодействия, в адаптации образовательной системы к новым вызовам времени. Это приводит к возрастанию не только научного, но и практического интереса к проблематике поликультурного образования, к активному включению его элементов в систему образования.

Именно в это время появляется два важных документа – «Концепция поликультурного образования в общеобразовательной школе в современной России» (1998) и «Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации» (2003), разработанные в Южном отделении РАО (в Пятигорском лингвистическом и Ростовском педагогическом университетах соответственно). Эти документы положили начало эволюции понятия поликультурного образования в рамках российской системы образования.

В литературе выделяется три этапа в его развитии:

  • «поли-этно-культурное образование» (1990-е гг. – начало 2000-х гг.);
  • «поли-социо-культурное образование» (2000-е гг.);
  • «поли-личностно-культурное образование» (конец 2000-х гг. – настоящее время).

Современные исследователи проблем поликультурного образования отмечают, что на сегодняшний день оно характеризуется двумя векторами развития:

  • носителем уникальной культуры (субъектом культуры), на потребности которого ориентирована образовательная система, признается не только этнос или определенная социальная группа, но и каждая отдельная личность;
  • одной из главных задач системы образования является формирование многослойной общегражданской идентичности «россияне».

В современной России базовыми ценностями всех участников образовательных отношений, независимо от их культурной принадлежности, признаются:

  • гражданственность;
  • патриотизм;
  • социальная солидарность;
  • национальные языки;
  • традиционные религии;
  • искусство;
  • литература;
  • труд и творчество;
  • наука;
  • природа;
  • человечество.

Реализуя указанные национальные ценности в образовании, педагог закладывает фундамент поликультурного российского общества.

(Ковыльникова Т.С. Поликультурное образование: учебное пособие, Тверской государственный университет)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)