Принципы, методы обучения и их реализация в процессе занятий по физической подготовке

Качество любого учебного процесса зависит от того, как и в какой степени его руководители используют основные руководящие положения обучения – дидактические принципы, которые служат научно-педагогической основой учебного процесса; их реализация в процессе обучения является обязательным требованием для каждого руководи-теля занятий.

Интересно
Важнейшими дидактическими принципами, принятыми в системе органов внутренних дел, являются принципы научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, прочности, а также коллективизма и индивидуального подхода в обучении. Принципы обучения в своем содержании должны отражать мировоззренческий характер постановки учебного процесса и отвечать не только на вопрос: «Как учить?», но и «Как сочетать обучение с воспитанием?».

Основными принципами обучения физическим упражнениям являются: научность, сознательность, активность, наглядность, систематичность, постепенность и доступность, прочность. Они тесно связаны и взаимно обусловлены. Принцип научности. Подчеркивая сущность этого принципа, необходимо помнить, что само понятие «принцип» в логическом смысле является базисной основой в построении любой системы, организации, деятельности, включая в себя основные руководящие идеи, важнейшие положения, отражая не придуманные кем-то правила, а объективно существующие закономерности.

Реализация принципа научности достигается постоянным внедрением в учебный процесс результатов научных исследований и передового опыта. Это вызвано непрерывным и бурным развитием науки и техники, значительными изменениями, происходящими в средствах оснащения, снабжения вооружением и требует постоянного совершенствования содержания, методов и организации обучения сотрудников органов внутренних дел. Принцип сознательности требует от занимающихся ясного понимания изучаемых упражнений и сознательного отношения к овладению ими.

Реализация принципа сознательности при обучении физическим упражнениям зависит от соблюдения следующих условий:

  • разъяснение сотрудникам значения физической подготовки для повышения их профессионального мастерства;
  • четкая постановка задач;
  • разъяснение сущности изучаемых упражнений и их влияния на организм;
  • воспитание у занимающихся умения анализировать неудачи и успехи.

Реализации принципа активности при обучении физическим упражнениям способствуют следующие условия:

  • четкость процесса обучения;
  • применение состязательного метода;
  • оценка и поощрение;
  • самостоятельное выполнение упражнений.

Принцип наглядности предполагает формирование у обучаемых точных и ясных представлений об упражнении.

Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

  • образцовый показ изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым объяснением;
  • использование учебных кинограмм, кинофильмов, плакатов, схем и других наглядных пособий.

Принцип систематичности предполагает систематизированное, строго последовательное и регулярное прохождение учебного материала, это достигается соблюдением следующих условий:

  • методически правильное распределение учебного материала в процессе о6учения;
  • регулярное использование всех форм физической подготовки.

Принцип постепенности и доступности предполагает постепенное усложнение учебного материала.

В связи с этим необходимо соблюдать следующие условия:

  • последовательность в переходе от легких и простых упражнений к более сложным;
  • постепенное повышение физической нагрузки.

Принцип прочности означает такую постановку обучения, которая обеспечивает твердое закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени, а также их устойчивость в разнообразных условиях.

Для этого целесообразно соблюдать следующие условия:

  • многократное повторение физических упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке;
  • проверка и оценка достигнутых результатов.

Под методами обучения физическим упражнениям понимают пути и способы, при помощи которых руководитель вооружает занимающихся знаниями, формирует у них двигательные навыки и умения, развивает их физические и специальные качества. В соответствии с этим различают следующие основные методы обучения: словесные, наглядные и практические. Словесные методы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу и др.

Объяснение представляет собой последовательное раскрытие руководителем задач занятия, сущности изучаемых упражнений, приемов и действий, техники их выполнения. Объяснение применяется в тех случаях, когда недостаточно только показать или рассказать технику выполнения того или иного упражнения, а необходимо разъяснить, доказать и добиться понимания обучающимся наиболее важных ее элементов. Правильное использование объяснения в значительной степени повышает эффективность обучения. Так, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что обучающиеся, которым выполнение действий было показано и объяснено, допустили 8 % ошибок, а те, которым оно было только показано, но не объяснено – 20 %. К объяснению предъявляется ряд требований: правильность, краткость, выразительность и эмоциональность.

Рассказ – повествовательно-описательное изложение материала с целью сообщения фактов и выводов. Беседа применяется при изложении нового материала, повторении пройденного, закреплении и проверке знаний обучающихся. В процессе обучения физическим упражнениям используют и другие словесные методы: команда, указание, замечание.

Наглядные методы обучения включают: показ упражнений руководителем и демонстрацию кинофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий, создающих у занимающихся образные представления об изучаемых упражнениях. К наглядным методам обучения относится также использование зрительных и слуховых ориентиров, облегчающих выполнение двигательных действий. В процессе физической подготовки чаще всего используется показ упражнений. Поэтому руководитель должен правильно и четко показывать то или иное упражнение, так как занимающиеся будут стремиться подражать ему. Здесь вступает в силу принцип «делай как я!».

Практические методы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании физических и специальных качеств сотрудников. Они основаны на активной двигательной деятельности самих обучающихся; основным из практических методов является повторение упражнений, приемов и действий с постепенным усложнением условий и повышением физической нагрузки. Обучение физическим упражнениям осуществляется в следующей последовательности: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование). Ознакомление с упражнением проводится с целью создать правильное представление о разучиваемом упражнении.

Для этого необходимо:

  • назвать упражнение;
  • образцово показать его в целом;
  • разъяснить влияние данного упражнения на организм и указать, когда оно применяется;
  • если есть необходимость, то показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения, а также дать возможность занимающимся опробовать его.

Разучивание упражнения проводится с целью формирования у обучающихся новых двигательных навыков. Главное при этом – добиваться правильного самостоятельного выполнения упражнения. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности упражнения разучивание осуществляется различными способами: в целом, по частям или по разделениям, с помощью подготовительных упражнений. В целом упражнение разучивается в том случае, если оно несложное и обучающиеся могут его выполнить без остановки. Разучивание упражнения по частям или по разделениям заключается в том, что прием (действие) делится на составные части, каждая из которых осваивается отдельно. Затем упражнение выполняется в целом.

С помощью подготовительных упражнений прием разучивается в том случае, если по структуре его невозможно разделить на части, а выполнить в целом также нельзя из-за сложности. Тренировка в выполнении упражнения (совершенствование) является основным и решающим этапом обучения, направленным на развитие и совершенствование двигательных навыков, физических и специальных качеств. Она начинается после того, как прием в основном разучен и заключается в многократном и систематическом повторении упражнения с постепенным повышением физической нагрузки и усложнением условий выполнения.

Особенности тренировки при выполнении служебно-прикладных упражнений, приемов и действий заключаются в постепенном усложнении условий их выполнения. Вначале проводится многократное выполнение отдельного приема в простой обстановке, что обеспечивает наилучшие условия для формирования двигательного навыка. Затем, когда навыки становятся более прочными, осуществляется переход к выполнению приема после других действий, связанных со значительной физической нагрузкой.

Особенности тренировки в условиях ограниченной видимости и в индивидуальных средствах защиты. В условиях служебной деятельности сотрудникам во многих случаях придется действовать в условиях ограниченной видимости, ночью, в противогазе и защитной одежде, что предъявляет повышенные требования к совершенствованию их двигательных способностей.

Совершенствование двигательных способностей сотрудников путем специальных тренировок в ночных условиях осуществляется на занятиях по различным видам служебной подготовки, по пути следования на ночные занятия и при возвращении с них. В необходимых случаях по решению командира, начальника может быть организована специальная физическая тренировка в ночное время. Предупреждение и исправление ошибок. При обучении, особенно в начальном периоде формирования двигательных навыков, возможно возникновение ошибок. Чаще всего ошибки обучающихся являются следствием несовершенной методики обучения.

Наряду с этим, причинами ошибок могут быть:

  • неправильное понимание обучающимися техники выполнения упражнений вследствие нечеткого показа и недостаточно ясного объяснения их руководителем или невнимательного отношения обучающегося к занятию;
  • низкий уровень развития физических качеств;
  • неудовлетворительное материальное обеспечение.

Из практики известно, что предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому особое внимание необходимо обращать на предупреждение ошибок и устранение причин, их вызывающих.

Основными условиями, обеспечивающими предупреждение ошибок при обучении, являются:

  • тщательное первоначальное разучивание упражнений;
  • подбор посильных, соответствующих уровню физической подготовленности обучающимися, упражнений;
  • четкий показ и объяснение упражнений, приемов и действий;
  • использование подготовительных упражнений;
  • своевременное оказание помощи и страховки;
  • дозирование физической нагрузки в зависимости от уровня тренированности обучающихся;
  • тщательная подготовка мест занятий, инвентаря и оборудования.

Исправление ошибок выполняется в следующей последовательности:

  • вначале — более существенные, затем – незначительные;
  • при групповом обучении вначале – общие для большинства занимающихся, затем – индивидуальные, которые исправляются в процессе занятия, путем персональных указаний.

Оказание помощи и страховки. При обучении возникает необходимость в оказании занимающимся помощи и обеспечении страховки. Помощь оказывается в том случае, когда занимающийся не может выполнить упражнение самостоятельно. Руководитель должен не только сам уметь осуществлять страховку, но и учить этому обучающихся, т. е. прививать им навыки самостраховки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)