Речевые отклонения и их педагогическая коррекция

Большинство детей в три года усваивают произношение большинства звуков и приближаются к произношению свистящих звуков и звука [ц]. У некоторых детей этот звук произносится как [тц] или [тс]. У когото появляются звуки позднего онтогенеза: [ш], [ж], [ч1], [щ1], [л], [р].

Трудно произносимые шипящие звуки дети заменяют твердыми свистящими: [ш] на [с], [ж] на [з], [ч’] на [ц], [щ’] на [с] и [с’]. Сонорные звуки [р], [р’], [л] малыши подменяют звуком [и] или [л’].

Научившись произносить те или иные звуки, часто шипящие, дети используют их, где надо и не надо. В произношении многосложных слов дети часто пропускают звуки и слоги или меняют их местами.

В работе с детьми педагог должен использовать упражнения с многосложными словами, которые учат детей сохранять слоговую структуру слова.

Особенно важной в детском возрасте является дыхательная гимнастика, которая помогает детям удлинять выдох, а это необходимо для произношения двух гласных рядом.

Дыхательная гимнастика также полезна для управления голосовым аппаратом – понижения и повышения громкости звука, изменения высоты голоса, ускорения темпа речи.

Между четвертым и пятым годами произношение у детей становится ясным и четким, произносятся шипящие и звук [р]. Однако у половины детей к пяти годам еще наблюдаются ошибки в звукопроизношении.

Отсутствие шипящих, звуков [л], [р] не считается речевой патологией.

Это относится к детям, которые неправильно произносят большое количество звуков. Педагогу и родителям нужно обратить внимание на данную категорию детей. Причины могут быть глубинные, нужно их выявить и устранить отставание.

Интересно
Коррекционная работа должна включать: развитие мышечного тонуса и моторики, развитие речевого аппарата, усиление ощущений, совершенствование мимики, улучшение дыхания, формирование функций памяти и внимания, мышления, активизацию словарного запаса, совершенствование зрительных и слуховых дифференциаций.

Л. Б. Гавришева для сохранения интереса детей к занятиям предлагает использовать потешки, стишки на звукоподражание. При этом должен быть тесный контакт педагога с детьми, что позволяет фиксировать взгляд детей на мимике взрослого в процессе произношения и точно подражать ему в произношении.

Здесь же формируются общие речевые навыки. Так как речь зависит от двигательной деятельности, особенно от тонкой моторики пальцев рук, полезно проводить пальцевую гимнастику и кистевые упражнения, пальчиковый или логопедический массаж.

Специалисты предлагают игры с предметами: кубики, мозаика, подушка с пуговицами, игры с мелкими предметами, игры на поглаживание, потряхивание, расслабление.

Целенаправленно организованная работа с детьми позволяет добиться положительной динамики в речевом развитии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)