Соотношение воспитания и обучения
Воспитание и обучение представляют собой взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы целенаправленно организованного процесса образования человека. Речь в данном случае, естественно, идет о воспитании в узком педагогическом смысле, ибо только оно находится в одном ряду с обучением, которое понимается как совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащегося, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.
Термин «развитие личности» в этом контексте предполагает общее развитие, т. е.
развитие в соответствии с генетической программой человека и под воздействием всей совокупности внешних факторов, важнейшим из которых является социальная программа.
Речь здесь идет о физическом и умственном развитии в их взаимообусловленности. Под
умственным развитием понимается развитие как сознательных, так и подсознательных механизмов психики: восприятия, памяти, мышления, психомоторики, а также механизмов высшего уровня регуляции деятельности и поведения человека.
При рассмотрении проблемы соотношения обучения и воспитания принято исходить из того, что эти процессы, отличаясь спецификой содержания и закономерностей усвоения отдельных составных частей, имеют общие закономерности целостного явления передачи подрастающим поколениям социального опыта. Однако различение рассматриваемых
категорий вполне оправданно, поскольку они отражают разные характеристики этого явления.
Полноценное воспитание – это такое обучение всем компонентам социального опыта, при
котором их содержание обращено на нормы поведения, отношение к миру и систему ценностей.
Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты социального
опыта, обеспечивающие не только знания, умения и готовность к творчеству, но и отношение к
учебной деятельности как ценности.
Анализируя проблему соотношения обучения и воспитания, В.В. Краевский обращает
внимание на то обстоятельство, что педагог всегда решает две взаимосвязанные задачи:
- подготовку детей к жизни;
- включение их в жизнь.
По его мнению, обучение решает первую задачу, а воспитание – вторую. При этом обучение решает свои задачи по передаче элементов социального опыта через схематизацию и
моделирование объектов реального мира, создание учебных ситуаций, искусственность которых очевидна для учащихся. Воспитание же предполагает не формализацию, а «всамделишное» переживание детьми воспитательных ситуаций, реальное проживание.
Многие исследователи признают, что:
- воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной
отечественной литературе все чаще интерпретируется как образование; - и воспитание, и обучение есть целенаправленно организованные, т. е. педагогические
по своей сути, процессы развития человека; - обучение преимущественно обращено к развитию интеллектуально-практической
стороны человека, а воспитание – его эмоционально-ценностной стороны (воспитание
обращено на бытие, обучение – на мышление); - воспитание и обучение – процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие.
Говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного педагогического процесса, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями будут ставиться и реализовываться цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться цели воспитания. Это определяется самой природой педагогического процесса как процесса целенаправленно организованного и, соответственно, природой воспитания и обучения, являющихся его целенаправленно организованными подсистемами.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу