Сотрудничество с самим собой
«Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, а позиция человека, совершенствующего самого себя», – писал Д.Б. Эльконин. Совершенствовать, учить СЕБЯ – это значит строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думавшим и действовавшим не так, как сегодня.
Необходимо таким же образом вынести в качестве самостоятельного предмета и объективировать для ребенка само его изменение в процессе обучения. Сейчас нам известны лишь два принципа построения учебных отношений ребенка с самим собой:
- обучение детей предельно дифференцированной самооценке, сравнению своих вчерашних и сегодняшних достижений, при этом самооценка ребенка должна опережать учительскую оценку, содержанием которой становится не столько качество ученической работы, сколько адекватность детской самооценки;
- предоставление ребенку возможно большего количества равно достойных выборов. Это может быть выбор аспекта оценивания, задания или способа действия и взаимодействия. Но главный выбор, который делает ученик в процессе обучения, – это выбор собственной точки зрения.
Обычно, высказав (или не успев найти) свою точку зрения в ходе живой дискуссии на уроке, дети не имеют возможности к ней вернуться. Формой объективации меняющихся детских позиций может стать составляемый всем классом учебник, куда ученик или группа заносит свои сегодняшние мнения с тем, чтобы завтра иметь возможность с самими собой не согласиться или подтвердить собственную догадку.
Виды сотрудничества и общения, обеспечивающие полноту интерпсихических условий воспитания человека, умеющего учиться: три магистральных направления сотрудничества – со взрослыми, со сверстниками и с собой – должны быть представлены в двух своих ипостасях в пронизанной рефлексией учебной форме и в нерефлексивных доучебных формах.
Многолетние наблюдения за развитием учебной самостоятельности совместно работающих детей, наряду с диагностикой развития младших школьников в процессе обучения, позволяют сделать следующие обобщения и выводы:
- Детская самостоятельность, в том числе и способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний и умений,
имеет два источника:
- овладение содержанием и способами действия позволяет ребёнку обходиться без помощи взрослого, быть самостоятельным при
осуществлении индивидуализированного действия; - овладение способами взаимодействия делает ребёнка инициативным, самостоятельным в осуществлении совместного действия, которому он учится.
- Учебная форма сотрудничества не складывается стихийно; ее надо целенаправленно строить на протяжении всего начального обучения. Без развернутого обучения способам взаимодействия учебная форма сотрудничества вырождается во внеучебные, что приводит к выхолащиванию предметности учебной деятельности, ограничивая развитие детской рефлексивности и субъективности.
- Построение формы учебного сотрудничества происходит в трёх направлениях:
- построение учебного сотрудничества со взрослым требует создания таких задач, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и побуждают детей к поиску новых способов действия и взаимодействия;
- построение учебного сотрудничества со сверстниками требует такой организации действий детей, при которой стороны понятийного
противоречия представлены как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации; - построение учебного сотрудничества ребёнка с самим собой предполагает обучение детей умению фиксировать, анализировать и
оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний.
Генезис формы учебного сотрудничества на протяжении младшего школьного возраста таков: от готовности быть обучаемым, включённым в новые формы сотрудничества со взрослым, через инициативные действия группы совместно работающих детей, указывающих взрослому его задачи в общей работе, к индивидуальной учебной инициативе ребёнка, способного восполнить собственное незнание, построив взаимодействие со взрослым и (или) сверстниками, и, наконец, к освоению позиции учителя самого себя.
- Знаково символическое восприятие учащимися элементов языка
- Лингвистические основы современных подходов обучения русскому языку в начальной школе
- Содержание языкового образования
- Структурные компоненты языкового образования младшего школьника
- Русский язык как учебный предмет в начальных классах
- Проектирование урока русского языка в процессе разработки его технологической карты
- Структура технологической карты
- Разработка технологической карты урока русского языка
- Сотрудничество детей друг с другом
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу