Сотрудничество с самим собой

«Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, а позиция человека, совершенствующего самого себя», – писал Д.Б. Эльконин. Совершенствовать, учить СЕБЯ – это значит строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думавшим и действовавшим не так, как сегодня.

Чтобы обеспечить полноту условий воспитания субъекта учебной деятельности, умеющего учить, менять самого себя, по нашему мнению, недостаточно сделать предметом специального освоения ребенка только способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Необходимо таким же образом вынести в качестве самостоятельного предмета и объективировать для ребенка само его изменение в процессе обучения. Сейчас нам известны лишь два принципа построения учебных отношений ребенка с самим собой:

  • обучение детей предельно дифференцированной самооценке, сравнению своих вчерашних и сегодняшних достижений, при этом самооценка ребенка должна опережать учительскую оценку, содержанием которой становится не столько качество ученической работы, сколько адекватность детской самооценки;
  • предоставление ребенку возможно большего количества равно достойных выборов. Это может быть выбор аспекта оценивания, задания или способа действия и взаимодействия. Но главный выбор, который делает ученик в процессе обучения, – это выбор собственной точки зрения.

Обычно, высказав (или не успев найти) свою точку зрения в ходе живой дискуссии на уроке, дети не имеют возможности к ней вернуться. Формой объективации меняющихся детских позиций может стать составляемый всем классом учебник, куда ученик или группа заносит свои сегодняшние мнения с тем, чтобы завтра иметь возможность с самими собой не согласиться или подтвердить собственную догадку.

Виды сотрудничества и общения, обеспечивающие полноту интерпсихических условий воспитания человека, умеющего учиться: три магистральных направления сотрудничества – со взрослыми, со сверстниками и с собой – должны быть представлены в двух своих ипостасях в пронизанной рефлексией учебной форме и в нерефлексивных доучебных формах.

Многолетние наблюдения за развитием учебной самостоятельности совместно работающих детей, наряду с диагностикой развития младших школьников в процессе обучения, позволяют сделать следующие обобщения и выводы:

  1.  Детская самостоятельность, в том числе и способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний и умений,
    имеет два источника:
  • овладение содержанием и способами действия позволяет ребёнку обходиться без помощи взрослого, быть самостоятельным при
    осуществлении индивидуализированного действия;
  •  овладение способами взаимодействия делает ребёнка инициативным, самостоятельным в осуществлении совместного действия, которому он учится.
  1.  Учебная форма сотрудничества не складывается стихийно; ее надо целенаправленно строить на протяжении всего начального обучения. Без развернутого обучения способам взаимодействия учебная форма сотрудничества вырождается во внеучебные, что приводит к выхолащиванию предметности учебной деятельности, ограничивая развитие детской рефлексивности и субъективности.
  2. Построение формы учебного сотрудничества происходит в трёх направлениях:
  •  построение учебного сотрудничества со взрослым требует создания таких задач, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и побуждают детей к поиску новых способов действия и взаимодействия;
  •  построение учебного сотрудничества со сверстниками требует такой организации действий детей, при которой стороны понятийного
    противоречия представлены как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации;
  •  построение учебного сотрудничества ребёнка с самим собой предполагает обучение детей умению фиксировать, анализировать и
    оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний.

Генезис формы учебного сотрудничества на протяжении младшего школьного возраста таков: от готовности быть обучаемым, включённым в новые формы сотрудничества со взрослым, через инициативные действия группы совместно работающих детей, указывающих взрослому его задачи в общей работе, к индивидуальной учебной инициативе ребёнка, способного восполнить собственное незнание, построив взаимодействие со взрослым и (или) сверстниками, и, наконец, к освоению позиции учителя самого себя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)