Способности личности

О способностях высказано очень много противоречивых суждений, но мы ограничимся рассмотрением их возможного места в структуре личности, поскольку большинство исследователей, и среди них такие авторитетные, как А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, вносят эту категорию в структуру личности (об этом шла речь ранее). Впрочем, как пишет Е. П. Ильин1, способности можно отнести и к дифференциально-индивидным характеристикам человека.

Это понятие ввел в науку Платон, который высказался о врожденном неравенстве людей вследствие их способностей. Существенным этапом в развитии учения о способностях была книга, изданная в 1575 г. испанским врачом Хуаном Уарте «Исследование способностей к наукам», в которой способности рассматривались прежде всего как психическое явление личности. Основная идея, которую трактовал автор, — врожденность дарований. Английский философ-материалист Ф. Бэкон, изучая проблемы способностей, делил науки в соответствии с тремя основными способностями человеческого разума: памяти соответствует история, воображению — поэзия, рассудку — философия. В своих трудах он говорил не только о врожденности способностей, но и о влиянии воспитания.

Сегодня существует довольно много определений способностей. В данном контексте наиболее правомерным будет следующее: способность — это свойство или совокупность свойств личности, влияющих на эффективность деятельности. Биологической основой способностей, как известно, являются задатки, под которыми чаще всего понимают анатомо-физиологические особенности мозга. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей из ничего. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

На сегодняшний день в отечественной психологии существуют две традиции в изучении и понимании способностей человека. Первая из них, заложенная исследованиями Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына и развиваемая в работах Э. А. Голубевой и В. М. Русалова, связана с изучением психофизиологических основ способностей. Представители этого подхода связывают способности с особенностями нервной системы человека и его темпераментом. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном развитии, и если человек перестает ими пользоваться, то они со временем утрачиваются. Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко  человекосваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. Другая традиция в изучении способностей строится на системном подходе и разрабатывается В. Д. Шадриковым и его учениками. Ученый полагает, что сама способность выражает свойство или множество свойств объекта, проявляющихся в процессе функционирования. Способности как свойства объекта определяются структурой этого объекта и свойствами его элементов. Основываясь на идеях Б. Г. Ананьева, Шадриков выделяет в структуре способностей прежде всего функциональный и операциональный компоненты.

Все способности можно разделить на актуальные и потенциальные. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.

Долгое время одаренность считалась синонимом способности. Однако нам кажется убедительным высказывание С. Л. Рубинштейна о том, что одаренность определяется комплексом свойств личности. Существует следующая дефиниция: одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

  • с показателем общего интеллекта более 140–145 единиц;
  • с высоким уровнем академической успешности;
  • с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей — показатель быстроты порождения идей и их оригинальности;
  • с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;
  • с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
  • с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню или масштабу. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность».

Мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности требует большого и напряженного труда. Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в различных видах деятельности. Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность всегда имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются ярче. Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью. Они не передаются по наследству. Исследования показывают, что наиболее талантливы люди, которые не удовлетворены своими результатами, способны к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление.

Рассматривая уровневые характеристики способностей, следует отметить и противоположную черту — патологическое снижение уровня способностей, а именно олигофрению. Выделяют три степени олигофрении:

  • дебильность — легкая степень;
  • имбецильность — средняя;
  • идиотия — глубокая степень слабоумия.

Особое значение проблема определения способностей имеет в связи с профориентацией и выбором профессии. Прогноз о пригодности к той или иной деятельности должен строиться, исходя из положения о развитии способностей в деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)