Воспитание и обучение детей в поликультурной среде

Понятие «поликультурное образование» пришло в отечественную педагогику из исследований западных ученых и получило свое развитие на российской почве только начиная с последнего десятилетия ХХ в. Однако тема воспитания и обучения детей, принадлежащих к разным культурам, конечно же, не была новой для отечественной педагогики. В условиях многонациональности России наша образовательная система всегда была нацелена на согласование народных, религиозных, государственных и общечеловеческих ценностей, и это нашло отражение в трудах педагогов.

Идею о необходимости не только знать и уважать культуру, язык, историю других народов, но и перенимать у них все самое лучшее мы находим в работах многих отечественных ученых. По мнению лучших представителей российской, а затем советской педагогической мысли второй половины XIX – ХХ в., приобщение к национальной культуре является первой ступенью к познанию культур других народов и формированию общечеловеческих ценностей.

При этом полностью исключается возможность возвеличивания одной культуры над другой, национализм и шовинизм признаются исключительно деструктивным явлением как для принципов образовательной системы, так и для культуры в целом.

В качестве доказательства и примера обратимся ко взглядам выдающихся педагогов.

Петр Федорович Каптерев, рассуждая об образовательном идеале, высоко оценивал значение родной культуры, но при этом призывал не допускать усиления националистических взглядов. Он писал: «Национальные элементы в образовании необходимы, неизбежны <…>, но проповедовать в школах мысли, что родной народ – богоизбранный народ, единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному – глубоко горестное явление, ведущее на практике к международному людоедству, к войнам. Уважайте себя, но уважайте и других; живите сами, но давайте жить и другим».

Признавая высокий образовательный потенциал культуры, П.Ф. Каптерев считал необходимым переходить границы национального идеала: «…нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инонародным, с всенародным и общечеловеческим. По мнению ученого, развитие человечества возможно только при сохранении культурного многообразия, с одной стороны, и обогащения в процессе взаимодействия с представителями иных культур, с другой стороны.

Он писал: «…национальные черты служат источником жизни, колорита, разнообразия, оттенков в общечеловеческой и народной деятельности. Каждый народ во всем, и в науке, и в искусстве, и в религии, и в общественности, ищет и находит свое особенное, открывает такие стороны, которые не замечает другой народ, – словом, в общий поток жизни вносит свою струю. Уничтожьте эти оттенки, эту своеобразность струй житейского моря, эту ограниченность национального мышления и чувствования, и жизнь сделается однообразнее, вялее, монотоннее, жить будет скучнее, чем теперь. Национальность есть неизбежная ограниченность, но вместе и значительная сила для всестороннего развития жизни и деятельности; национальности, вместе взятые, дают полноту и жизни, и науке, и искусству, и религии».

При этом важнейшей задачей педагога П.Ф. Каптерев считал развитие в детях чувства принадлежности ко всему человечеству: «…никогда не нужно забывать о существенном сходстве между людьми, о единстве рода человеческого. Собственно, между людьми гораздо больше сходного, чем различного, причем сходства гораздо важнее и существеннее различий».

«Педагогический процесс, – продолжал свою мысль П.Ф. Каптерев, – должен быть направляем тем всепроникающим убеждением, что всем людям присуще стремление к идеалу общественности, знаниям, но что это основное общечеловеческое стремление в силу различных причин выражается у разных народов по-своему – различными языками и религиями, различным общественным строем и бытом».

Виктор Николаевич Сорока-Росинский в своей работе «Путь русской национальной школы» рассмотрел проблему соотношения национального и националистического сквозь призму ценностей воспитания и обучения детей. Волю к жизни, национальный инстинкт и стремление к деятельности и творчеству ученый ставил на одну ступень и считал важнейшими подсознательными двигателями поступков человека. Именно поэтому, по мнению В.Н. Сорока-Росинского, педагог не может обойти вниманием такую тему, как национальное воспитание, роль национального чувства в жизни ребенка.

По его мнению, национальная культура имеет педагогическую ценность только тогда, когда она не противоречит общечеловеческим идеалам.

Представим взгляд В.Н. Сорока-Росинского на проблему национального воспитания словами самого автора:

«…националистическое воспитание, т.е. такое воспитание, при котором детям внушается нетерпимость к иной нации, а национальный эгоизм возводится в принцип личного поведения, что в корне противоречит сущности педагогики. Ибо педагогика <…> всегда есть, была и будет этической системой и, как таковая, должна регулироваться общими этическими ценностями Истины, Добра и Красоты, а не какими бы то ни было иными – политическими или социальными – теориями, отодвигающими названные этические ценности на второй план, на подчиненное место. Точно так же и национальное воспитание только тогда может быть названо педагогической системой, а не системой дрессировки, когда оно, считая родную нацию этической ценностью, все-таки регулируется прежде всего вышеназванными общеэтическими принципами, т.е. когда оно не ставит понятия родной нации выше этих принципов и не превращается этим самым в имморальное начало».

В.Н. Сорока-Росинский отмечал, что любая культура содержит в себе не только положительные, но и отрицательные моменты и в связи с этим подчеркивал: «говоря о национальном – в искусстве ли, в политике или педагогике, надо руководиться вершинами, до которых способно возвыситься национальное, а не судить о нем по тем грубым, примитивным формам, в которых оно также, наряду со своим высшим проявлением, может существовать»2.

Так же, как П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский считал недопустимыми попытки ставить «свой» этнос выше других, приписывать ему особую миссию, педагог выступал против нетерпимости к «инородцам» – представителям других культур.

В советский период идеи толерантного отношения к другим национальным культурам были рассмотрены в публикациях и выступлениях, посвященных, прежде всего, вопросам интернационального воспитания и межнационального общения. Особенно рельефно эта тема представлена в работах Надежды Константиновны Крупской.

В теоретических взглядах и практической деятельности советских педагогов мы можем найти идеи, предвосхитившие концепцию поликультурного образования. Одним из ярчайших примеров тому является деятельность Василия Александровича Сухомлинского.

Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970) – советский педагог, создавший оригинальную педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

В.А. Сухомлинский стал олицетворением народного учителя, многие годы своей жизни он посвятил Павлышской сельской школе (УСФСР), где работал директором.

В воспитании культурой В.А. Сухомлинский видел залог личностного развития детей. По его мнению, «учитель начальных классов должен добиваться того, чтобы кругозор ребенка постепенно расширялся от родных полей и лесов до картин природы и жизни нашей Родины и всей Земли».

В книге «Сердце отдаю детям», обобщившей богатый педагогический опыт В.А. Сухомлинского, одна из глав называется «Наши “путешествия” по земному шару»: в эпоху, когда не было интернета, учитель вместе со школьниками совершали виртуальные «путешествия» по земному шару у глобуса.

В.А. Сухомлинский так описывал эти уроки:

«Ребята сидят в “зеленом классе”, перед ними – большой глобус освещенный искусственным “Солнцем”; “Земля” вращается вокруг “Солнца”, “Луна” – вокруг “Земли”. “Вот, дети, – обращаюсь к малышам, – просторы нашей Родины. Мы живем недалеко от ее западной границы, пойдем же в далекое путешествие на восток, побываем в городах и селах, посмотрим, как живут люди”. Затем рассказываю о полях, реках, населенных пунктах, которые встречаются на нашем пути. Слово сопровождается показом картинок и диафильмов. Уже вечереет, незаметно прошли 2 часа “путешествия”, а мы не продвинулись и на 100 километров. Дети с нетерпением ожидают дня, когда они продолжат “путешествие”. <…>Незабываемые впечатления оставило у детей многодневное “путешествие” по Российской Советской Федеративной Социалистической Республике. Перед нами открылось величие единственной в мире дружбы народов – на земле России проживает свыше ста национальностей».

После знакомства с Россией и СССР «путешественники» отправлялись за пределы своей страны. «Я ставил цель показать многообразие и красоту природы в различных уголках земли, рассказать обо всем хорошем, что есть в жизни и труде народов мира, зажечь интерес к культуре, искусству, настоящему и прошлому людей, говорящих на разных языках, показать борьбу между добром и злом на всей планете» – писал В.А. Сухомлинский.

Приобщить детей как к богатствам национальной культуры, так и к общечеловеческим ценностям, по мнению В.А. Сухомлинского, можно было с помощью литературных произведений разных времен и народов. В Павлышской школе был создан культ книги, ученики совместно с педагогами определяли золотой фонд мировой литературы из 200 произведений, каждое из которых нужно было прочесть за школьные годы.

При этом педагог обращал внимание на полезность для учащихся ознакомления с первоисточниками литературных произведений писателей и поэтов разных народов.

Очень близкая к проблематике поликультурного образования идея диалога или полифонии культур, как необходимого условия развития любой национальной культуры, впервые была сформулирована в трудах Михаила Михаиловича Бахтина, а затем продолжена и развита основоположником школы диалога культур Владимиром Соломоновичем Библером.

Библер Владимир Соломонович (1918–2000) – выдающийся российский философ и педагог, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по логике культурного развития, по теории научного познания. Научный руководитель коллектива «Диалог культур» и лидер движения «Школа диалога культур», осуществлявшего эксперимент по развитию новой системы образования. Исследовал проблемы диалога как основной характеристики творческого мышления1.

По мнению В.С. Библера, ХХ в. с его глобальными потрясениями и научно-техническим прогрессом поставил культуру в эпицентр всех событий человеческой жизни. С одной стороны, произошло сближение и перемешивание различных культур. Африка, Азия, Восток, Америка, Европа и Россия стали ближе, стали больше влиять друг на друга. Возникла необходимость понять, что представляет собой ментальность соседей, осмыслить как несхожесть разных культур, так и их взаимодополняемость.

С другой стороны, ситуации безработицы, диктатур, войн, беженства, глобальных потрясений заставляют человека задуматься об основаниях своего бытия, понять смысл жизни, научиться ее налаживать и организовывать, причем в тесном взаимодействии с другими людьми. Все это, по мнению ученого, требует коренного переустройства системы образования. Если раньше целью и смыслом школы (речь идет, прежде всего, о средней школе) было формирование человека образованного, то сегодня – «человека культуры». Достигается это с помощью школы диалога культур, программа которой зиждется на воссоздании культурно-исторических традиций народов прошлого и настоящего, в том числе, собственного народа2.

Все рассмотренные концепции и педагогические подходы по своей сути близки тем или иным принципам поликультурного образования, хотя хронологически они предшествовали появлению и этого явления, и этого термина.

Имея столь богатый позитивный опыт выстраивания образовательных процессов в мультикультурной среде, мы обязательно должны использовать его сегодня, адаптируя и развивая западную модель поликультурного образования, приспосабливая ее к собственной социокультурной и исторической специфике и к современной российской действительности.

(Ковыльникова Т.С. Поликультурное образование: учебное пособие, Тверской государственный университет)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)