Функции профессиональной педагогической деятельности

Анализ системы профессиональных компетенций педагога начнем с характеристики профессиональной деятельности педагога через ее функции. При этом под функцией профессионально-педагогической деятельности будем понимать однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для профессиональных педагогов.

Интересно
Э.Ф. Зеер выделяет две группы функций: целевые и операционные. К целевым он относит функции, которые направлены на достижение главной педагогической цели – обучение и становление личности. Традиционно к ним относят обучающую, воспитывающую и развивающую функции, мотивирующая функция относится также к целевым. К системе операционных функций относят конструкторскую, организаторскую, коммуникативную, диагностическую. Они четыре характерны для любого педагога.

В контексте проблемы педагогической коммуникации важен еще один смысл функции профессионально-педагогической деятельности – это взаимозависимость между профессиональной деятельностью учителя и современными социокультурными факторами, обусловливающая ценностно-целевое предназначение деятельности учителя. Социальное предназначение, миссия определяет характер деятельности и отражается в профессиональных действиях учителя. В этом смысле функция проявляется как механизм трансформации социокультурных требований в ценности профессиональной деятельности учителя.

Основные функции профессиональной педагогической деятельности учителя могут быть сгруппированы как ведущие, сопутствующие и соподчиненные. Ведущей функцией учителя является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации к непрерывному образованию.

Функция содействия образованию школьника осуществляется:

  • через выявление образовательных потребностей учеников;
  • отбор учителем содержания образования по предмету;
  • выбор учителем образовательных технологий;
  • формирование учителем открытой образовательной среды;
  • выбор разнообразных способов оценки и учета достижений учащихся.

Сопутствующие функции – это функции учителя, направленные на себя, – осуществление рефлексии и самообразования. Они определяют реализацию ведущей функции профессионально-педагогической деятельности.

Соподчиненные функции деятельности учителя:

  • функция проектирования, проявляющаяся в деятельности учителя в совместном со школьником проектировании индивидуального образовательного маршрута, которое состоит в проектировании условий образовательного выбора школьника (предметное наполнение учебного плана; способ организации образовательной среды, заключающийся в концентрации ресурсов среды относительно учащегося или группы учащихся; система формализованной и аутентичной оценки, фиксирующей продвижение учащегося в образовательном процессе);
  • управленческая функция, которая реализуется в двух направлениях: первое – участие учителя в определении образовательной политики на двух уровнях: на уровне школы — при проектировании образовательной программы; на уровне местного сообщества, страны — при участии в общественно-педагогических дискуссиях по актуальным проблемам современной школы и образования; второе – координация деятельности субъектов образовательного процесса (коллег и социальных партнеров учителя).

Выделенные функции профессиональной педагогической деятельности педагога неразрывно связаны с теми задачами, которые он призван решать в своей деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)