Классификация функций социального управления
Управление находится на стыке общественных, технических и естественных наук и является предметом изучения социологии, менеджмента, экономики, философии, кибернетики, системного анализа, теории государства и права, политологии, психологии, истории и других научных дисциплин, каждая из которых предлагает свое видение социального управления.
Поэтому в каждом действии специалиста по социальному управлению, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов: разрешение проблем детско-родительских или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо центра, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Также и личностные изменения тех, кто обратился за помощью, невозможны без переструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.
Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которая осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это как минимум подсистема социальной службы (управление и или взаимодействие с кадрами учреждений социального обслуживания) и подсистема клиентского уровня (индивид, семья или группа, которая участвует во взаимодействии). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную, деятельную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.
Это повышает сложность управления такой системой и потребность в адекватных технологиях, способных привлечь интеллектуальный и организационный потенциал всех сотрудников.
Функции социального управления, реализуемые одновременно или поочередно в каждом управленческом процессе, достаточно многообразны:
- Диагностика окружающей социальной действительности (или какого-либо отдельного ее фрагмента) предполагает выявление источников и причины возникновения проблемы, нуждающейся в разрешении, степени ее разрешимости. Впрочем, античные авторы считали, что сначала должно родиться негодование – как источник стремления к действию и преобразованию.
- Проведение анализа полученных данных, выявление объективных свойств и субъективных представлений, описание компонентов, временных и организационных границ, сравнение реальной ситуации с желательной, определение своего места в ситуации.
- Проведение всестороннего анализа даст возможность осознать и сформулировать проблемы, в том числе перспективные, т.е. связанные не столько с устранением трудностей и преодолением недостатков, сколько с реализацией благоприятных возможностей, заложенных в ситуации. Следует отметить, что лица, принимающие решения в системе социального управления, нередко ограничиваются полумерами: вместо кардинального решения проблемы проводится “косметический ремонт” ситуации. Это может быть обусловлено недостатком ресурсов для преобразований; нежеланием нарушать стабильность управленческих процессов (например, накануне выборов), отсутствием цельного видения проблемы.
- В связи со сказанным выше целеполагание является важнейшей функцией социального управления. На основании выведенного прогноза дается определение целей как образа желаемых результатов, которых необходимо достичь для решения поставленной задачи. Цели могут быть конкретными или символическими. Однако как бы они ни формулировались, желательны две из характеристики: адекватность (достижимость, соответствие реальным социальным условиям) и мотивирующий характер (цели должны подвигать людей к действию, в том числе на преодоление трудностей).
- Нахождение решений задачи как способов достижения поставленных целей и разрешения проблем.
- Разработка конкретного проекта, включающего в себя систему взаимосвязанных решений.
- Формирование программ реализации проекта, определение последовательности скоординированных практических действий всех лиц и других агентов, участвующих в разрешении ситуации и “пусковых механизмов” программ, утверждение плана деятельности.
- Мотивирование и поощрение участников осуществляемого процесса преобразования, в том числе в периоды возможных неудач и временных отступлений.
- Практическое осуществление разработанных программ, предполагающее пошаговый контроль и постоянное ситуативное уточнение.
- Функция реализации целерациональности, т.е. поддержание в обществе убежденности, что человеческое существование есть не бессмысленное и хаотичное сочетание случайных событий, а проявление закономерностей социального развития, которое, несмотря на имеющиеся трудности, непременно приведет к поступательному улучшению ситуации.
Это чрезвычайно важная функция, в отсутствие которой снижается устойчивость членов общества к существующим рискам, уменьшается внутренний потенциал и ресурсы саморазвития.
Соответственно, данный этап, завершающий одну ступень деятельности, станет одновременно и начальным этапом для следующей ступени социального проектирования, в ходе которого будут реализовываться задачи, вытекающие из первого проектирования, либо другие, обусловленные конкретной ситуацией. Цикл, таким образом, повторится снова.
Отличием таких управленческих решений является новизна, оригинальность, выдвижение альтернатив, оптимальность привлекаемых средств и эффективность полученных результатов.
- Особенности исследования ролей в организации
- Ролевая концепция Г. Минцберга
- Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта и теория эффективного лидерства Ф. Фидлера
- Стиль руководства и эксперимент Курта Левина
- Содержание беседы и условия ее эффективности
- Зарубежные методики стимулирования персонала социальных учреждений
- Измерение как альфа и омега управления
- Форматы измерений
- Измерение мотивации и стимулирования персонала
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу