Анализ понятия «образовательная среда»
Понятие «образовательная среда» в разных психолого-педагогических исследованиях наполняется различным содержанием. Дело в том, что термин «среда» имеет очень широкое применение. В самом общем смысле он означает окружение.
В словаре Т.М. Ефремовой представлены следующие определения среды:
- вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами;
- совокупность природных условий жизнедеятельности какого-либо организма;
- окружение, социально-бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;
- совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов.
Современная философия рассматривает среду как решающий, хоть и не единственный фактор индивидуального развития человека. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, противоречивой взаимозависимой связи индивида с окружением. Современная философия образования на уровне общей характеристики понятия рассматривает среду как субстанцию, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами. В современном педагогическом словаре это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.
Классифицировать среды можно по различным основаниям:
- по степени глобальности различают макросреду, мезосреду, микросреду;
- по виду существования и развития материи выделяют биологические, технические, культурно-этнические и другие виды сред;
- по направлению решаемых общественно значимых задач – среды духовного развития и существования человека, физического развития и здорового образа жизни, а также воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации;
- технического и коммуникативного развития; экологического состояния страны, региона, города и др.
Современные трактовки понятия «среда» определяются контекстом. Для понимания образовательной среды прежде всего важен социальный контекст. В социологическом аспекте рассматривают среду Д.Ж. Маркович, П.А. Сорокин и др. Эти авторы трактуют среду как «совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении». Под средой они также понимают «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных», где есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу