Понятие «педагогический дискурс»

Понятие «дискурс» – одно из основных понятий в науках, изучающих коммуникативные процессы. Дискурс в широком смысле – это «разновидность текста, взятого в бытийном и событийном аспектах». Дискурс (от лат. discursus – бегание взад-вперед; движение, круговорот; от франц. Discurs – беседа, разговор, способ говорения) – это многозначный термин гуманитарных наук, изучающих способы функционирования языка (лингвистика, семиотика, социальная философия, антропология и др.). Понятие «дискурс» интегрирует представления о тексте, диалоге, стиле и языке. Педагогический дискурс – смыслообразующая деятельность, регламентируемая историческими и социокультурными кодами (традициями), направленная на воспроизводство, трансляцию и регуляцию определенных ценностей, знаний и моделей поведения.

И.А. Колесникова предлагает несколько вариантов определений педагогического дискурса:

  •  целостная характеристика речевой составляющей педагогического взаимодействия, взятого в качестве самостоятельного явления;
  • специфическое профессиональное речевое “наполнение” той или иной коммуникативной ситуации, разворачивающейся в рамках образовательного процесса;
  • научно-методический контекст рассмотрения идеальной модели педагогической коммуникации, делающий возможным критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий ее участников (по Ю. Хабермасу)».

В педагогическом дискурсе отражается фундаментальная проблема содержания образования, обусловленная тем, что в сфере образования всегда присутствуют две противоположные установки: социально-культурная и личностная. С одной стороны, образование — это непрерывное «достраивание» позиции индивида в социокультурном контексте, постоянное включение человека в социальное и культурное поле. С другой — образование ориентировано на стимулирование личностного роста (саморазвития), развитие внутреннего (творческого) потенциала индивида, создание и развитие индивидуальности.

Вследствие чего в образовании совмещаются как минимум три стратегии:

  • воспроизводство социальной структуры путем подготовки профессионалов и специалистов;
  • воспитание субъектов культуры;
  • формирование уникальной, творческой, самостоятельной и свободной личности.

В этом контексте проблема педагогического дискурса выражается в поиске и реализации адекватных когнитивных и коммуникативных средств, отражающих профессиональные, культурные, экзистенциальные идеалы образования и конструирующих профессиональные, социокультурные, личностные идентичности. Дискурс – необходимое условие существования социокультурных феноменов. Педагогический дискурс – своеобразное проговаривание будущего или желаемого положения дел в социокультурной действительности.

Педагогический дискурс построен на описании, во-первых, профессионального образования, во-вторых, социокультурного воспроизводства и, в-третьих, воспитания личности. В дискурсной практике осуществляются такие культурные функции образования, как непрерывное конструирование, воспроизводство и поддержание определенных социальных норм. Субъектами, адресантами воспроизводящего дискурса являются не только собственно педагоги, но и политики, административные работники, ученые, медики, т. е. все субъекты, заинтересованные в значимости трансляции социокультурного опыта, мировоззрения, ценностей, а также в целостности восприятия реальности «объектами образования».

Роль образования становится тем более важной, что его рассматривают в аспекте «общества, основанного на знаниях», где адресат, на которого направлен образовательный процесс, не является пассивным получателем знаний, а выступает активным их создателем в качестве равноправного участника и субъекта коммуникативных процессов.

Преемственность в развитии современных обществ и культур обеспечивается воспроизводством не столько уклада жизни, сколько знаний – именно они трактуются как основа существования современного общества. В этом отношении образование представляет собой мощнейший механизм воспроизводства деятельности, модернизации социальной реальности и трансляции культуры. А педагогический дискурс превращается в образовательно-педагогический.

Образовательно-педагогический дискурс в таком понимании может трактоваться как относительно устойчивая система речевых и мыслительных стратегий, направленных на превращение информации в знания и опыт, а также их передачу от поколения к поколению, от сообщества к сообществу. В результате такого дискурса осуществляется интеграция индивидов в единое социокультурное пространство при сохранении творческого потенциала каждого из них. Анализ образовательно-педагогического дискурса предполагает детальное рассмотрение ряда аспектов, таких как: функционально-целевой (телеологический), онтологический, языковой, когнитивный, текстовый, контекстный, коммуникативный.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)